Контейнер-рефрижератор — устройство основных узлов, принцип работы
Изотермический корпус, машинный агрегат, навесной дизель-генератор.
Основные узлы контейнеров-рефрижераторов
- изотермический корпус, имеющий размеры 10, 20, 40 или 45 футов;
- машинный агрегат, работающий в режимах охлаждения или нагревания;
- навесной дизель-генератор, снабжающий холодильную установку трехфазным электрическим током.
Мобильный дизель-генератор нужен железнодорожным и автомобильным перевозчикам, при транспортировке продукции в Москву и обратно. Корабли используют электричество, вырабатываемое судовым оборудованием; контейнерные терминалы применяют электроэнергию, поступающую от наземных трансформаторов.
Корпус контейнера
Производители «рефмодулей» Thermo King, Carrier, Daikin выпускают лишь холодильные установки, монтируемые на рефконтейнер; изготовлением боксов, в которые осуществляется загрузка продукции, занимаются другие фирмы. Поэтому, конструкция корпуса одного «рефа», сильно отличается, от устройства другого «изотерма». Все зависит: от марки containers, года выпуска, габаритных размеров. Рассмотрим самый популярный у перевозчиков, рефрижераторный контейнер компании Carrier, длиною сорок футов.
Несущий металлический каркас, корпуса холодильника, сделан из угловых вертикальных и горизонтальных балок, поперечных балок пола, угловых фитингов (проушин, с помощью которых выполняют загрузку рефрижератора, на транспортную платформу).
Боковые стенки контейнера
Боковая стенка рефконтейнера — своеобразный сэндвич.
- Наружная обшивка из металлического листа, толщиной 2…3 мм. До 2000-го года, материалом наружной обшивки был алюминий; позднее — нержавеющая сталь.
- Пенополиуретановые панели толщиной 100 мм выполняют роль утеплителя.
- Внутренняя обшивка холодильной камеры сделана из алюминиевого или коррозионно-стойкого стального гофрированного листа, толщиной 1 мм. Если боковая поверхность блестящая — использована нержавеющая сталь, если окрашена в белый цвет — применили алюминий.
- Внутренние бордюры — изготавливают по заказу морской линии. Если установить оборудованный такими приспособлениями container на землю, после загрузки продукции, стенки рефрижератора сохранят свою геометрию.
Двери
Многослойная конструкция дверных створок, аналогична устройству боковых стенок и потолка. Наружная оболочка из алюминия или нержавеющей стали (чаще устанавливают алюминиевые листы). Стомиллиметровый утеплитель из 50-й пены; внутренняя сторона защищена нержавеющей сталью. Двери контейнера раскрываются на угол 270°, что упрощает загрузку и разгрузку продукции. Торцы дверей укомплектованы резиновыми уплотнительными профилями; специальные задвижки-запоры герметично закрывают грузовой изотермический отсек.
Двери и уплотнительные резинки, наиважнейшие элементы, в конструктивном устройстве рефконтейнера: повредить легко, ремонт дорог, поэтому и ThermoKing, и другие производители, советуют следить за стоянием, дверных створок рефрижераторных контейнеров.
Охладительно/отопительная установка
Охладительно/отопительная установка рефконтейнера, в большинстве случаев, размещается на передней торцевой стенке корпуса. В состав установки входят:
- компрессор (поршневой или спиральный);
- конденсатор;
- вентилятор конденсатора;
- ресивер;
- фильтр осушителя;
- клапан ТРВ;
- испаритель;
- пара осевых вентиляторов испарителя;
- контроллер;
- электрические ТЭНы;
- фреоновые трубопроводы (герметичная система, в которой циркулирует хладогент);
- вентиляционный люк.
Принципы работы рефрижераторов
Охлаждение перевозимой продукции
После загрузки продукции, нуждающейся в отрицательных температурах, включают режим охлаждения. Компрессор засасывает фреон R-134a из впускной магистрали и нагнетает его в конденсатор. В корпусе конденсатора, горячий фреон остывает, начинает превращаться в жидкость. Выделившееся тепло отводится вентилятором. Хладогент, полугаз/полужидкость, поступает в ресивер и окончательно переходит в жидкое состояние. Через фильтр осушителя фреон поступает, к клапану ТРВ. На выходе из ТРВ и внутри испарителя, фреон становится газообразным, забирает теплоту, из окружающего пространства; корпус испарителя остывает. Осевые вентиляторы — забирают воздух из верхних слоев грузового отсека контейнера, прогоняют через испаритель и нагнетают обратно, в нижнюю часть перевозочной тары. За множество циклов циркуляции, температура в изотермической камере понижается.
Подогрев воздуха в контейнере
При перевозке цветов, фруктов, овощей, в зимнее время, внутри перевозочной тары поддерживают «плюсовую» температуру, с помощью, расположенных под испарителем электрических ТЭНов. Вентиляторы испарителя забирают горячий воздух с поверхности нагревателей и нагнетают вниз перевозочного модуля. Постоянная циркуляция воздуха обеспечивает подъем температуры, внутри рефрижератора.
И охлаждением, и нагревом изотермического бокса, после загрузки товаров, в автоматическом режиме, руководит микропроцессорный контроллер. Экспедитору, отвечающему за перевозку, требуется задать необходимые данные, с помощью клавиш контроллера и наблюдать за правильностью работы оборудования, по специальному дисплею.